ПРОЕКТЫ
РУССКИЙ М УЗЕЙ
МУЗЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
РАСТУТ КАК ГРИБЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ.
КАК ВЫ К НИМ ОТНОСИТЕСЬ?
Я не очень понимаю, что это такое -
«музей современного искусства». Вот
мы с вами поговорили, а через пол-
часа - это уже история, правда? Га-
лерея «Третьяковка» была музеем со-
временного искусства, когда Павел
Михайлович собирал картины. Но
был там и ретроспективный раздел.
ГЕНИЙ И «ЗЛОДЕЙСТВО»
СОВМЕСТИМЫ?
Важно, чтобы, посещ ая музей, че-
ловек понимал: есть современное
искусство, которое отвечает его
мировоззрению
и
менталитету,
а есть бабуш кина антресоль, где
хранятся интересные предметы,
связанны е с историей семьи и
общества. Чтобы привлекать мо-
лодежь, нам нужно быть креатив-
ными, но - не в ущерб своей сущ-
ности. Главная зад ач а- собирание
и хранение, а «раскачивать лодку»,
занимаясь исключительно сиюми-
нутным, неверно. Современность
долж на кипеть вне музейных стен,
а музей - отбирать экспонаты, ко-
торые отражаю т дух времени.
НО ЗА УВЛЕЧЕНИЕ
«СОВРЕМЕННОСТЬЮ» РУССКИЙ
МУЗЕЙ КРИТИКОВАЛИ. КАК
ВЫ ОТВЕЧАЛИ НА ПОДОБНЫЕ
ВЫПАДЫ?
Когда Малевич, Филонов, Кандин-
ский, Родченко и Ш агал в начале
века создавали свой музей худо-
жественной культуры, они пере-
ссорились, не сумев реш ить - чьим
работам висеть на первой стенке, а
чьим - на второй и третьей. Чтобы
разобраться,
позвали
коммуни-
стов, а те разбираться не стали -
прикрыли «современность», и дело
с концом. Всю коллекцию аван-
гарда передали Русскому музею,
а Казимир Малевич, назы вавш ий
музеи «кладбищем искусства», об-
рел приют в наш ей подвальной
лаборатории. Работал, ходил как
профессор в белой шапочке, писал
манифесты.
Было время, когда интеллигентный
человек не мог сказать, что ему Ма-
левич не нравится, потому что тут
же прослыл бы ретроградом жут-
ким. Но за публичное признание в
власть
меняет
человека
,
даже
очень
маленькая
власть
.
даж е
если
от
тебя
один
человек
зависит
,
ты
уж е
несвободен
любви к авангарду грозило клеймо -
«враг народа». И тогда музей снова
спасал. А теперь авангардом уже
«объелись». И к Малевичу относятся
скорее иронично.
РУССКИЙ МУЗЕЙ ОТКРЫЛ
110 ЭЛЕКТРОННЫХ ФИЛИАЛОВ
ПО ВСЕМУ МИРУ. КАК ВОЗНИКЛА
ИДЕЯ ИХ СОЗДАНИЯ?
Когда рухнула система работы с ре-
гионами, мы стали искать ей заме-
ну - так родилась идея электронных
филиалов, к которой сначала му-
зейное сообщество отнеслось край-
не скептически. Нам говорили: «Вы
создаете электронный суррогат». На
самом деле виртуальный музей не
подменяет, а дополняет настоящий:
посетившие его люди часто при-
езжают, чтобы увидеть экспонаты
«живьем».
ОДИН ИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ
ФИЛИАЛОВ НАХОДИТСЯ
В АНТАРКТИДЕ.
ЗВУЧИТ ИНТРИГУЮЩЕ, НО™
Первые рисунки м атерика сделал
Павел Михайлов - его акварели
хранятся у нас в Михайловском
дворце. Когда полярники с Новола-
заревской попросили создать у се-
бя электронный филиал, мы, есте-
ственно, согласились. Знаете, как
набросились люди? Летом А нтарк-
тиду посещ ают сотни туристов, а
зимой там работаю т станции: во-
семь российских, рядом - немцы,
бельгийцы, индийцы.
ПОЧЕМУ БЫЛО ПРОСТО НЕ
ВЫЛОЖИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В СЕТЬ?
Пушкин писал бы ш ариковой руч-
кой не хуже, чем пером, но назад -
хоть почерк тогда и был красивее -
уже не вернеш ься. С новыми тех-
нологиями то же самое: в интер-
нете можно найти любую инф ор-
мацию, однако гарантии, что она
будет точной, нет. Как-то я услы-
ш ал разговор двух молодых людей,
один говорит: «Что ты н а курсы по-
ступил? Пойди в метро, да диплом
купи!». Если все покупать и скачи-
вать, то здания будут руш иться, а
самолеты - падать.
ИНТЕРНЕТ - ГЛОБАЛЬНОЕ ЗЛО
ИЛИ ВСЕМИРНОЕ БЛАГО?
Все зависит от того, в каких целях
его используешь. Сейчас наступает
эпоха Огромной Безграмотности.
Впору устраивать ликбез, как после
октябрьской революции. Посмотри-
те на титры любой телепрограммы:
какие там жуткие ошибки! Их до-
пустили люди, которые не хотели
учиться, - скачивали курсовые из
интернета. Иное дело электронный
филиал: вы получаете информацию
из первых рук, от специалистов, ко-
торые жизнь посвятили изучению
истории экспонатов. Думаю, что по-
ка некоторые вещи стоит оставить
эксклюзивными.
ДОВОЛЬНЫ ЛИ вы
РЕЗУЛЬТАТАМИ ИХ РАБОТЫ?
Удовлетворение - это сигнал. Удов-
летворения нет. Я и собой недово-
лен. Те же электронные филиалы -
это эффектно звучит, но и они
должны постоянно меняться, пото-
му что постоянно меняю тся техно-
логии. Мы уже создаем программы
в режиме 3D. Технологии задаю т
вектор развития, даже диктуют.
А КАК ЖЕ ВАШИ
ПРОРЫВНЫЕ ПРОЕКТЫ?
В армии нас впервые вывезли на
тактику. Мы н а лыж ах, с авто-
м атами, молодые.
.. Думаем: «Как
хорошо!
Повеселимся!». А снега
навалило - выш е пояса! И у нас
приказ: бежать по нему до опуш-
ки и окопаться. Метров через де-
сять сопротивление снега стало
таким, что с места не тронеш ься.
Так вот, музей - это среда сопро-
тивляю щ аяся.
Она
долж на
со-
противляться. В музее главное -
не навредить, не взяться слиш -
ком
резко.
Неслучайно
«музей-
ны й хранитель» по-французски -
это «консерватор». Хранитель тр а-
диций. +
72 C H IE F T IM E 0 К Т Я Б Р Ь 2 0 1 2
предыдущая страница 71 Chief Time 2012 10 читать онлайн следующая страница 73 Chief Time 2012 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст