ВЕСЬ МИР - УПРАВЛЕНИЕ.
НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ,
НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОНО БУДЕТ
ОСНОВАНО ЗАВТРА?
Есть такой хороший анекдот. Сидят
два пожилых футуролога, выпива-
ют. Один другому говорит: «А пом-
нишь, каким прекрасным казалось
будущее?». Мир меняется, и будет
меняться, но для того чтобы идти
вперед, нужно знать свое прошлое,
понимать механизмы развития че-
ловечества и общества. Ради вос-
питания чувства сопричастности к
истории и существуют музеи. У нас,
например, хранится самая большая
в мире коллекция русского искус-
ства, отражающая все этапы разви-
тия нашей страны.
ИЗМЕНИЛИСЬ ЛИ ЛИДЕРЫ -
УПРАВЛЯЮЩИЕ, ДИРЕКТОРА,
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ -
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ?
Скажу одно - они появились, и это
совершенно новая, обусловленная
рынком формация. Хорошо это или
плохо? Если двадцать лет назад нель-
зя было паршивую открытку купить,
потомучтоихнеиздавали, то сегодня-
мы все вынуждены просчитывать
рентабельность. Я ищу людей, кото-
рые отличают Малевича от Маляви-
на и в то же время - умеют продавать;
тех, кто знает историю искусства и
вместе с тем хочет быть успешным.
Важно, чтобы рынок окончательно
не задавил, понимаете? Не превра-
титься в «сороконожку». Есть стено-
грамма заседания Государственной
Думы
дореволюционного
созыва.
Депутат левой фракции говорит:
«Господа, Россия стоит на краю про-
пасти». А депутат правой парирует:
«Опомнитесь, когда Россия не стояла
на краю пропасти?»
В ВАШЕМ ГОЛОСЕ ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ
ПЕЧАЛЬНЫЕ НОТКИ™
Есть старый анекдот. Париж, на-
чало XX века. Ж урналист берет
интервью у пожилой дамы.
Она
говорит: «Какое чудесное время -
Французская революция!» Ж урна-
лист: «Мадам, но лилась кровь, лю-
товала гильотина, люди предавали
друг друга.
..». Дама: «Да, но я была
так молода!». Отсюда и сожаление.
Я, например, не люблю просить,
а зачастую приходится. Но когда
видишь, сколько детей посещают
в
молодости
я
занимался
академической
греблей
,
А В НЕЙ ГРЕБОК столь
же
важен
,
как
И РАБОТА ИНЕРЦИИ
музей в каникулы.
.. Так много, что
колонны от детских ручек чернеют.
Тогда думаешь: «Все - оправдано».
КАК ВЫ ПЕРЕСТУПАЕТЕ
ЧЕРЕЗ СВОЙ ХАРАКТЕР?
Мой любимый литературный персо-
наж - Обломов. Я считаю, что самая
благородная форма существования -
это минимум активности, потому
что любая активность наносит че-
му-либо ущерб. Но с Обломовым во
мне борется Штольц, потому ч т о .
Я не могу пропустить! Сколько раз
зарекался не начинать ничего ново-
го. Но - хочется. Бывает, все надоест.
Отлежишься - и снова интересно.
И ВСЕ-ТАКИ -
СТРАННОЕ СОЧЕТАНИЕ.
В молодости я занимался академи-
ческой греблей, а в ней гребок столь
же важен, как и работа инерции: вы-
нул весло - дал лодке проскользить.
Назрели перемены - гребок. Потом
скользим, давая отдохнуть и себе, и
людям.
С ОТДЫХОМ - ПОНЯТНО,
А КАК С «ГРЕБКОМ»?
Главное - увлечь людей, сделать их
союзниками. Когда я только стал ди-
ректором, это было проблемой: со-
трудники жили от получки до получ-
ки. Современный молодой человек
не знает, что такое «получка». Нечто
унизительное - «получка», «подачка».
А зарплата - вот зарплата. Девяно-
стые, какими бы дикими они ни бы-
ли, привили чувство хозяина. Стало
труднее, но интереснее. Я понял - от
меня что-то зависит.
КАКИЕ КАЧЕСТВА
ВАМ В СЕБЕ НЕ НРАВЯТСЯ?
Мне очень многое в себе не нравится,
потому что я собой часто недоволен,
и это, наверное, не очень хорошо.
Я недостаточно часто хвалю людей -
чаще их ругаю, хотя и понимаю, что
это неправильно. Наверное, руково-
дитель должен быть уверенным в се-
бе, но я не доверяю людям, которые
утверждают, будто точно знают, ку-
да и как идти. Я всегда все-таки со-
мневался. Нужно уметь сомневать-
ся, но не останавливаться.
Я стал директором в Перестройку -
тогда случился выброс энергии, в ре-
зультате которого мы получили пят-
надцать новых зданий и расширили
штат с 500 до 2500. Мраморный дво-
рец, Инженерный замок, Строганов-
ский дворец, Летний и Михайловский
сады, павильоны Кордегардии - все
это мы мирно отвоевали. Но и «заво-
евание территорий» стоило вовремя
обуздать: как известно, империи рас-
падаются, когда полководцы, увлека-
ясь, забывают об их содержании.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ
«РАЗВАЛ ИМПЕРИИ»?
Я собираюсь открыть новую службу -
она будет собирать брендинговые
идеи и отвечать за создание бла-
гоприятного визуального имиджа
музея в регионах и за рубежом. Сам
для себя я в называю ее «МММ» - мо-
лодой модернизированный музей.
Нам многое стоит обновить: от ди-
зайна путеводителей до указателей.
Правда, привлечь молодых и образо-
ванных н а скромную зарплату - это
проблема. А избавиться от тех, кто
работает из рук вон плохо, с нашими
законами, увы, почти невозможно.
ЭТА СЛУЖБА - ОТВЕТ
НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ?
Все эпохи рано или поздно подходят
к концу: времена меняются, а вместе
с ними - меняются и условия, под ко-
торые подстраивается Русский му-
зей. Кардинально изменилось само
искусство, его функция в обществе.
Сегодня оно выступает как соци-
альный провокатор и напоминает
мне одноразовый шприц: инъекция
какой-то идеи - раз! - и уже не раз-
берешь, где там что. Мы видим это
по Pussy Riot и группе «Война». По-
литика это, искусство или некое дей-
ствие, которое нельзя сохранить?
Я уже не успеваю этим заниматься,
но отвернуться, сделав вид, что ни-
чего не происходит, - значит смол-
чать в ответ н а вызов времени.
2 0 1 2 О К Т Я Б Р Ь C H IEF TIM E 71
предыдущая страница 70 Chief Time 2012 10 читать онлайн следующая страница 72 Chief Time 2012 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст