ПРОЕКТЫ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
МА
РИН
А
ХАК
КАР
АЙН
ЕН
О
ЧЕСТНОСТИ
ЧЕСТНОСТЬ
ПРАКТИЧЕСКИ
В
ЛЮБОМ
ОБЩ ЕСТВЕ
СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЦЕННЕЙШИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ.
НО
НЕДАВНО
В
ГОСТЯХ
СЛЫШ АЛА
УТВЕРЖ ДЕНИЕ
ОТ
СТУДЕНТОВ,
ГОТОВЯЩИХСЯ
В МЕНЕДЖ ЕРЫ , ЧТО «НЕ ОБМАНЕШЬ - НЕ СДЕЛАЕШ Ь
КОММЕРЦИИ». ТАК ИХ УЧАТ.
М А Р И Н А Х А К К А Р А Й Н Е Н
кандидат исторических наук
(специальность «этнография,
этнология, антропология»),
исследователь. работала
в различных российских
и международных проектах,
в том числе университета хельсинки,
университета Аляски (фэрбенкс,
СшА), преподавала экономическую
антропологию в Европейском
университете в Санкт-петербурге.
член американской
антропологической ассоциации
и европейской ассоциации
социальных антропологов.
эксперт фонда «контекст».
ОБМАН
НЕ ТОЛЬКО ВЕДЕТ
К МАТЕРИАЛЬНОЙ
ПОТЕРЕ, НО
И ПОДТВЕРЖДАЕТ
СОЦИАЛЬНУЮ
НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПОТЕРПЕВШЕГО
Н
а мой взгляд, это спорное ут-
верждение. Быть обманутым -
это
самое
неприятное,
что
может с человеком случиться
при сделке. Чтобы не попасть
в такую ситуацию, многие готовы
доплатить. Потому что обман не
только ведет к материальной поте-
ре, но и подтверждает социальную
некомпетентность
потерпевш е-
го. Н ечестность - это брош енный
ему в лицо вызов. Но что такое
честность?
Представьте себе, что внутри
небольшого
сообщества,
где все
друг друга знают, произошел об-
мен: один член этого сообщества
обманом дал другому мешок гни-
лой прошлогодней картош ки в об-
мен на полмешка отборной морко-
ви урожая этого года. Дома каждый
обнаруживает, что обмен был не-
равноценным. В результате возни-
кает конфликт, и не только между
непосредственными участниками
сделки, но и между всеми членами
коллектива, которому принадлежат
стороны. Обман ложится тяжелой
ношей не только на обманщика,
но и на всю его семью: родителей
осуждают или жалеют, жену спра-
ш иваю т - как она с ним может
жить, соседи на всякий случай не
хотят с ним иметь дела. История
этого обмана становится предани-
ем, которое будут передавать из по-
коления в поколение. Примерно так
осуществляется коллективный кон-
троль над моралью и поведением
индивида где-нибудь в небольшой
отдаленной деревне. Попробуйте в
этой ситуации быть обманщиком!
Совершенно ясно, что в кру-
гу своих быть честным или, во
всяком случае, «делать честный
вид» (что одно и то же) является
необходимостью.
Иначе
можно
растерять всех своих и лиш иться
группы поддержки. Нечестность
по отношению к своему коллекти-
ву, как бы она там ни понималась,
всегда наказуема. Потому что она
разруш ает коллектив. На Гаити за
это можно перейти в разряд зом-
би, потеряв социальные функции
и живых и мертвых, и таким обра-
зом застрять между двумя мирами.
А вот что касается чужих?
Теперь представьте себе, что
вы приехали н а ярмарку, где мно-
го чужих людей, и собираетесь ку-
пить ткань. Вы видите заморского
купца. Его товар вам нравится,
цена устраивает, и вы берете це-
лы й кусок. Взамен вы оставляете
местные деньги, и купец их прини-
мает. А дома обнаруживается, что
хорош ая ткань была только сверху,
а внутри весь кусок гнилой. В свою
очередь, заморский купец обращ а-
ется в меняльную лавку, где вы яс-
няется, что деньги фальшивые.
В этой нарочито придуманной
ситуации нет контроля коллек-
тива, и быть нечестным легко, но
полезно ли? Вы потратили силы и
время, но не продвинулись н а пути
своего бизнеса вперед. Оба оказа-
62 CHIEF Т1МЕ ОКТЯБРЬ 2О12
предыдущая страница 61 Chief Time 2012 10 читать онлайн следующая страница 63 Chief Time 2012 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст