БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
ЕСЛИ В ПЛАНАХ КАРЬЕРА
В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ
КОРПОРАЦИИ - ПРЯМОЙ ПУТЬ В ЗАПАДНУЮ
БИЗНЕС-ШКОЛУ. ПОДУМЫВАЕТЕ
ОСТАТЬСЯ
НА РОДИНЕ
- ЗНАЧИТ, ЕСТЬ ШАНС НАЙТИ
ПРИЛИЧНЫЙ КУРС В РОДНОМ ГОРОДЕ.
стратегиях, процессах и принци-
пах корпоративного управления.
Станете ли вы после этого более
эффективным менеджером - непо-
нятно. Сумеете ли быстрее прини-
мать правильные решения - неиз-
вестно. Анастасия Пекутко, дирек-
тор по маркетингу и продажам ЗАО
«Авиелен АГ» (проект «Аэропорт-Си-
ти Санкт-Петербург») считает, что
каждый уважающий себя менед-
жер должен постоянно повышать
уровень своей квалификации, и те-
оретические знания здесь важны
так же, как практические. «Добрав»
необходимую теорию,
менеджер
может добиться продвижения по
карьерной лестнице и признания
руководства: «Начав плотно рабо-
тать с западными инвесторами, я
поняла, что только практических
знаний по выполнению маркетин-
говых задач
мне
недостаточно.
Я отучилась на одном из курсов по
“стратегическому маркетингу”, ко-
торый являлся частью курса MBA.
Это не только придало мне уверен-
ности и помогло реализовывать
поставленные цели; когда один из
акционеров увидел диплом у меня
на стене, то вопрос относительно
моей компетенции по формиро-
ванию стратегии компании отпал
сам собой».
ПОМОЖЕТ или НАВРЕДИТ?
Помогает ли диплом западной биз-
нес-школы успешно продать себя
на рынке труда? В основном, пред-
ставители HR-сферы сходятся на
том, что сам факт получения кан-
дидатом дополнительного образо-
вания,
безусловно,
заслуживает
внимания и уважения. А вот даль-
ше надо разбираться. Светлана
Сохацкая, региональный директор
агентства Kelly Serviсes в Санкт-
Петербурге, настроена критиче-
ски. «Сегодня степень MBA уже не
так привлекает работодателя, как
раньш е. Главное - опыт работы и
сама личность. На рынке труда се-
годня много кандидатов, облада-
ющих этой корочкой. Многие по-
шли из-за моды, набрали креди-
тов, чтобы получить это образова-
ние, а реально использовать его не
могут. Самый правильный путь,
на мой взгляд, - это решить вместе
со своим работодателем, нужно ли
вам дополнительное образование и
в какой области».
Известны
случаи,
когда
таких
«прозападных» кандидатов «валят»
на собеседованиях в русских ком-
паниях, задавая каверзные вопро-
сы и стараясь поймать на ошибке.
«Такое предвзятое отношение, ко-
нечно, перебор, - говорит Ольга
Яковлева-Завальевская,
дирек-
тор по персоналу United Elem ents
Group, - но могу сказать, что про-
сто строчки в резюме сегодня не-
достаточно. Диплом сам по себе
перестал быть пропуском в рай.
Работодатель
смотрит,
что
это
была за школа, какова была тема
дипломной работы, может даже
попросить отзыв на кандидата у
его преподавателя. Очень часто
западное образование ведет к пе-
реоценке себя и звездности, пото-
му что, не имея соответствующего
опыта управления производством,
предприятием, бизнесом, наконец,
персоналом, не будучи зрелым и
опытным и грамотным управлен-
цем, человек не сможет видеть
стратегически, а не тактически, и
никакая школа не поможет ему ре-
ш ать каждодневные задачи бизне-
са. Таким кандидатам потом очень
сложно соотносить себя с реаль-
ностью». Получается, что сначала
менеджер, оказавш ийся в бизнес-
школе, долго и мучительно преодо-
левает знаменитый «гарвардский
синдром» (когда привыкш ий быть
первым управленец вдруг оказыва-
ется среди равных себе и вынужден
снова самоутверждаться), а спра-
вившись с ним, рискует попасть из
огня да в полымя - вернувшись из
бизнес-школы «схватить звезду».
СТЭНФОРД или сколково?
Все зависит от целей. Если в пла-
нах карьера в транснациональной
Игорь БУТИКОВ
ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ НОВЫХ РЫНКОВ (УЗБЕКИСТАН), Д. Э. Н.
З
ападное
образование менеджерам
и
предпринимателям
из СНГ, безусловно,
необходимо, поскольку без него немыслимо внешнеэкономическое сотрудничество,
без которого у любой страны нет будущего. Не зря же Петр I сам ездил учиться и посылал
учиться своих подданных в Европу. Вместе с тем, практически во всех странах СНГ пока
еще не созрели экономические и организационно-социальные условия для применения
знаний нашими коллегами, получившими западное образование. Именно поэтому в
Узбекистане в последнее время правительство проводит большую работу по либерализации
экономической системы, использованию лучшего западного опыта в различных сферах
национальной экономики. Все больше и больше предпринимателей Узбекистана стремятся
получить западное образование. Если не сейчас, то уже в самой ближайшей перспективе
будущее у выпускника западной бизнес-школы вполне позитивно определенное.
Сегодня в Узбекистане есть несколько бизнес-школ. Они функционируют обычно при
крупных государственных университетах. Один из моих коллег, выпускник ФИНЭКа и
кандидат экономических наук, будучи уже состоявшимся 45-летним специалистом, закончил
одну из этих школ. Они много дали ему в плане теории экономики и совершенствования
бизнес-английского. Правда, получив диплом, он не пошел в бизнес, а стал преподавателем
вуза, защитил докторскую и сейчас работает проректором института. Почему? В Узбекистане
статус доктора наук в силу менталитета и национальных традиций пока выше, чем статус
обладателя, например, МВА.
58
CHIEF TIME АВГУСТ2012