БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
ЕСЛИ В ПЛАНАХ КАРЬЕРА
В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ
КОРПОРАЦИИ - ПРЯМОЙ ПУТЬ В ЗАПАДНУЮ
БИЗНЕС-ШКОЛУ. ПОДУМЫВАЕТЕ
ОСТАТЬСЯ
НА РОДИНЕ
- ЗНАЧИТ, ЕСТЬ ШАНС НАЙТИ
ПРИЛИЧНЫЙ КУРС В РОДНОМ ГОРОДЕ.
стратегиях, процессах и принци-
пах корпоративного управления.
Станете ли вы после этого более
эффективным менеджером - непо-
нятно. Сумеете ли быстрее прини-
мать правильные решения - неиз-
вестно. Анастасия Пекутко, дирек-
тор по маркетингу и продажам ЗАО
«Авиелен АГ» (проект «Аэропорт-Си-
ти Санкт-Петербург») считает, что
каждый уважающий себя менед-
жер должен постоянно повышать
уровень своей квалификации, и те-
оретические знания здесь важны
так же, как практические. «Добрав»
необходимую теорию,
менеджер
может добиться продвижения по
карьерной лестнице и признания
руководства: «Начав плотно рабо-
тать с западными инвесторами, я
поняла, что только практических
знаний по выполнению маркетин-
говых задач
мне
недостаточно.
Я отучилась на одном из курсов по
“стратегическому маркетингу”, ко-
торый являлся частью курса MBA.
Это не только придало мне уверен-
ности и помогло реализовывать
поставленные цели; когда один из
акционеров увидел диплом у меня
на стене, то вопрос относительно
моей компетенции по формиро-
ванию стратегии компании отпал
сам собой».
ПОМОЖЕТ или НАВРЕДИТ?
Помогает ли диплом западной биз-
нес-школы успешно продать себя
на рынке труда? В основном, пред-
ставители HR-сферы сходятся на
том, что сам факт получения кан-
дидатом дополнительного образо-
вания,
безусловно,
заслуживает
внимания и уважения. А вот даль-
ше надо разбираться. Светлана
Сохацкая, региональный директор
агентства Kelly Serviсes в Санкт-
Петербурге, настроена критиче-
ски. «Сегодня степень MBA уже не
так привлекает работодателя, как
раньш е. Главное - опыт работы и
сама личность. На рынке труда се-
годня много кандидатов, облада-
ющих этой корочкой. Многие по-
шли из-за моды, набрали креди-
тов, чтобы получить это образова-
ние, а реально использовать его не
могут. Самый правильный путь,
на мой взгляд, - это решить вместе
со своим работодателем, нужно ли
вам дополнительное образование и
в какой области».
Известны
случаи,
когда
таких
«прозападных» кандидатов «валят»
на собеседованиях в русских ком-
паниях, задавая каверзные вопро-
сы и стараясь поймать на ошибке.
«Такое предвзятое отношение, ко-
нечно, перебор, - говорит Ольга
Яковлева-Завальевская,
дирек-
тор по персоналу United Elem ents
Group, - но могу сказать, что про-
сто строчки в резюме сегодня не-
достаточно. Диплом сам по себе
перестал быть пропуском в рай.
Работодатель
смотрит,
что
это
была за школа, какова была тема
дипломной работы, может даже
попросить отзыв на кандидата у
его преподавателя. Очень часто
западное образование ведет к пе-
реоценке себя и звездности, пото-
му что, не имея соответствующего
опыта управления производством,
предприятием, бизнесом, наконец,
персоналом, не будучи зрелым и
опытным и грамотным управлен-
цем, человек не сможет видеть
стратегически, а не тактически, и
никакая школа не поможет ему ре-
ш ать каждодневные задачи бизне-
са. Таким кандидатам потом очень
сложно соотносить себя с реаль-
ностью». Получается, что сначала
менеджер, оказавш ийся в бизнес-
школе, долго и мучительно преодо-
левает знаменитый «гарвардский
синдром» (когда привыкш ий быть
первым управленец вдруг оказыва-
ется среди равных себе и вынужден
снова самоутверждаться), а спра-
вившись с ним, рискует попасть из
огня да в полымя - вернувшись из
бизнес-школы «схватить звезду».
СТЭНФОРД или сколково?
Все зависит от целей. Если в пла-
нах карьера в транснациональной
Игорь БУТИКОВ
ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ НОВЫХ РЫНКОВ (УЗБЕКИСТАН), Д. Э. Н.
З
ападное
образование менеджерам
и
предпринимателям
из СНГ, безусловно,
необходимо, поскольку без него немыслимо внешнеэкономическое сотрудничество,
без которого у любой страны нет будущего. Не зря же Петр I сам ездил учиться и посылал
учиться своих подданных в Европу. Вместе с тем, практически во всех странах СНГ пока
еще не созрели экономические и организационно-социальные условия для применения
знаний нашими коллегами, получившими западное образование. Именно поэтому в
Узбекистане в последнее время правительство проводит большую работу по либерализации
экономической системы, использованию лучшего западного опыта в различных сферах
национальной экономики. Все больше и больше предпринимателей Узбекистана стремятся
получить западное образование. Если не сейчас, то уже в самой ближайшей перспективе
будущее у выпускника западной бизнес-школы вполне позитивно определенное.
Сегодня в Узбекистане есть несколько бизнес-школ. Они функционируют обычно при
крупных государственных университетах. Один из моих коллег, выпускник ФИНЭКа и
кандидат экономических наук, будучи уже состоявшимся 45-летним специалистом, закончил
одну из этих школ. Они много дали ему в плане теории экономики и совершенствования
бизнес-английского. Правда, получив диплом, он не пошел в бизнес, а стал преподавателем
вуза, защитил докторскую и сейчас работает проректором института. Почему? В Узбекистане
статус доктора наук в силу менталитета и национальных традиций пока выше, чем статус
обладателя, например, МВА.
58
CHIEF TIME АВГУСТ2012
предыдущая страница 58 Chief Time 2012 08 читать онлайн следующая страница 60 Chief Time 2012 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст