БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
вы не раз заявляли, что
программа бизнес-школы
сколково отличается от мировых
mba-програм м. воплощен ли
подобный формат независимой
дискуссионной площадки в сша
или англии?
В большей степени в США, в ряде
школ, таких как AMD, ETA - да.
Пока ты не начинаеш ь у кого-то
просить деньги и не попадаеш ь в
зависимость, когда ты себя кон-
тролируешь, проводя внутренний
аудит - что ты можешь сказать, а
что - не можешь, это редкая удач-
ная ситуация.
как применять инструментарий
эффективного управления
в условиях нашей «откатной»
экономики и ситуации, где многое
держится на ли чн ы х связях?
Там, где много держ ится н а ли ч-
ных связях, надо заводить такие
связи, и не надо себя обманывать.
Но только на связях можно было
строить бизнес в первые 15 лет но-
вого капитализма. Сейчас эпоха
перехода от кумовства к профес-
сионализму. Связи по-прежнему
важ ны - но лиш ь для того, чтобы
тебе доверяли.
а ваши преподаватели
рассматриваю т со студентами
кейсы , связанны е с откатами на
госзаказах?
Вовсю. Коррупция, мздоимство,
бюрократические
системы,
не-
эффективность аппаратов, на что
должно, а на что не должно влиять
государство, - мы это обсуждаем
открыто, в школе нет запретны х
тем.
и что советуете?
приспосабливаться или обходить
такие ситуации?
Мы не даем советов. Мы говорим:
вот так это все устроено, делайте
свой профессиональный и нрав-
ственный выбор - если ты знаешь,
как все устроено, то можешь не
работать на госконтрактах. Но ци-
нично, без иллюзий и без штампов -
«все воры» или «ах, как хорошо в
стране
советской»
-
понимать,
как устроена эта механика, очень
важно человеку, который делает
чем занимаю тся ваши
вы пускники? кто эти люди,
которые идут учиться к вам, а не
едут на запад?
Половина выпускников стала соз-
давать собственные бизнесы. Мы
изначально
позиционировали
свою школу как ориентированную
на предпринимательство. Ж естче
скажу - мы не готовим людей для
рутинной менеджерской работы.
У частникам EMBA в среднем 37
лет; 30% из них знаю т английский
язык и готовы вкладывать деньги
в его дальнейш ее изучение. И у
всех обязательно есть идея, как
изменить существующий либо по-
строить новый бизнес.
в 2009 году вы говорили, что рынок
MBA в россии очень скромный. что-
то изменилось за три года?
Нет, никакого ры вка н а рынке
нет, более того, скажу нехорошую
вещь - рынок традиционного MBA
неизбежно умрет, потому что он
сложился по концептам ш естиде-
сятых-семидесятых годов, когда
американские корпорации поня-
ли, что нужно обучать управлен-
цев. Теперь этот стандарт свою
историческую роль отыграл и уже
не жилец. Сегодня нужно приду-
м ы вать новое и трансф орм иро-
вать
старое,
приспосабливаясь
к экономике глобального мира.
Необходимо
мультикультурное,
мультиконфессиональное
виде-
ние управления, чтобы работать в
современных условиях.
то есть мы уходим от
авторитарного лидерства? будут
ли укрепляться горизонтальные
связи в качестве структуры
управления?
Конечно же, да. иерархические
системы по военному образцу от-
валиваю тся - потому что это про-
сто неэффективно. Но требования
к конкретному человеку резко воз-
растаю т, он обязан вы страивать
концепции, приним ать реш ения.
Прежний подход - вот мой уча-
сток, вот моя зарплата, отвяж и-
тесь - сразу же выбрасывает тебя
на периферию системы управле-
ния. Человек вынужден действо-
вать,
понимая
общую
картину
боя, если говорить военным язы -
ком. Это тяж елая работа и редкие
качества.
это возможно реализовать
в более широком формате, чем на
базе десяти человек, заняты х
в стартапе?
Десять человек, которые разделя-
ют одно и то же видение, - это уже
ф антастическая сила. Иногда це-
лые корпорации созданы группа-
ми в пять человек, которые смогли
договориться и развернуть дело
н а 180 градусов.
как вы считаете, будет ли
государство перенимать эти
п ри н ц и п ы ? пока мы вроде
выстраиваем управленческую
вертикаль.
Один мой знаком ы й стал м ини-
стром. Н ем аленькая должность,
верно? И вот он изначально стро-
ит плоскую команду. Это Дми-
три й Ливанов, новый м инистр
образования и науки. Да, ему бу-
дет очень тяж ело - вся система
устроена иначе, аппарат и сили-
щ а традиций каковы! Но никуда
нам не деться. Либо мы построим
горизонтальную систему управ-
ления, либо сойдем с мировой
арены.
есть ли к этому
государственная воля?
Это вопрос не ко мне.
тогда вопрос к вам. почему вы,
долго прозанимавш ись физикой,
ушли в образование?
Во-первых,
когда я
заним ался
физикой, я не представлял себя в
образовании. О бразование тогда
мне казалось скучной, замш елой
деятельностью для аутсайдеров.
Но мне очень повезло - я никог-
да не работал в традиционном
образовании. З а 21 год работы
в образовании это мой второй
стартап. На первый ушло 12 лет,
н а другой - 6 лет, бы ла пауза на
работу в правительстве (в 2005
году Волков работал советником
м инистра образования и науки
России -
C hief Time).
Я не заним а-
юсь образованием, я занимаю сь
предпринимательством в обра-
зовании, и мало кому повезло де-
лать бизнес в этой сфере.
52
C H IEF TIM E А В Г У С Т 2 0 1 2
предыдущая страница 52 Chief Time 2012 08 читать онлайн следующая страница 54 Chief Time 2012 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст