ЛИЧНОСТИ
ЛЕГЕНДА
ТЕКСТ
АЛЕКСАНДР МУРАШЕВ
ФОТО
ВЛАДИМИР ДВОРНИК И АРХИВ ПОНТЕЛЕЙМОНОВСКОГО ФОНДА
С
ардоническая улыбка про-
фессора,
вписывающего в
зачетку «неуд» незадачливо-
му студенту, седые волосы
с падающ ей на лоб челкой,
строгий
темно-синий
ко-
стюм: 70-летний Питер Гри-
нуэй
внешне
напоминает
дирижера, а не режиссера, в чьих
фильмах с людей снимают кожу
для сш ивания рукописи, пробуют
на вкус зажаренное человеческое
тело, а отец с сыном организуют
гарем в перерывах между сценами
инцеста. Но только одному Грину-
эю уже 30 лет удается превращ ать
подобную патологию н а экране в
череду кадров, каждый из которых
выглядит как шедевр живописи.
Мы встречаемся с режиссером для
интервью в пустынном банкетном
зале отеля в центральной части Пе-
тербурга - неподалеку от галереи
«Контракт рисовальщика». «Chief
Time? Почему вы используете ан -
глийские слова в названии русско-
го журнала?», - с ходу иронизиру-
ет Гринуэй, з а первые дни своего
ви зи та искренне улыбнувшийся
лиш ь один раз: шутке о появлении
на благотворительном аукционе по
продаже его картин Дмитрия Мед-
ведева, который сыграет на пиани-
но и споет песню.
Рутина
из
пресс-конференций
и череды 10-минутных интервью
закончилась накануне, и Грину-
эй,
назвавш ий себя «типичным
эксцентричны м буржуа, по лицу
которого видно, что у него больше
прошлого, чем будущего», каж ется
более расслабленным. В 11 утра
он увлеченно просм атривает н а
потертом «макбуке» снятые кадры
из своего нового фильм а о Сергее
Эйзенш тейне - я успеваю увидеть
лиш ь сцену с мультиэкранами: ту
самую, что не получилась когда-то
у советского классика, и которую
Гринуэй пообещал накануне воссоздать в своем фильме. Поиск актера на
роль создателя «Броненосца “Потемкин”» - одна из причин пятидневного ви-
зи та реж иссера в Петербург. Однако, не пробыв в городе и четы рех часов,
Гринуэй отправился в детскую больницу: несколько дней спустя после н а-
шего разговора пять из восьми привезенных им картин собственного автор-
ства будут проданы н а аукционе в этом же отеле, а все деньги перечислят на
лечение детей, пострадавш их в ДТП.
О том, что в России благотворительностью занимаю тся «в основном молодые
актрисы», Гринуэю сообщили на пресс-конференции за день до нашего раз-
говора, н а что режиссер рассказал о тех временах, что он проводил со своей
дочкой в больницах Лондона. Когда я напоминаю Гринуэю об этой истории
и ее прямом влиянии на участие реж иссера в благотворительности, он от-
вечает: «Нет, вы сейчас преувеличиваете ситуацию. Конечно, для родителя
я был очень молод, когда мы поженились. А чем раньш е вы заводите детей,
тем больше любопытства вы к ним проявляете. Это была серия серьезных и
пугающих событий, как для меня, так и для моей жены. И для моего ребенка -
у нее были очень жестокие и частые приступы астмы, в больнице даже была
кислородная палатка, фактически построенная специально для нее одной.
Все это прошло, как только она стала подростком. У меня сейчас четверо де-
тей, я снова женился, снова прохожу через процесс воспитания маленького
ребенка - и мне приятно сказать, что все мои дети здоровы».
От благотворительности Гринуэй быстро переходит к более глобальным
темам. «Вы должны понять, что я приехал сюда по многим причинам. Во-
первых, из любопытства: я никогда не был в Петербурге прежде. Во-вторых,
потому что мне нравится русская культура. И еще, потому что я как никогда
очарован ваш ей политической ситуацией. Весь этот грандиозный, сумас-
шедш ий негатив - это словно смотреть драму Ш експира о власти и злоупо-
треблении ею. Конечно, нам не полагается говорить такие вещ и в сложив-
ш ейся сегодня политической ситуации - но это именно так, как весь осталь-
ной мир видит вас. Нам интересно, что же такое вы вообще творите? Мы не
можем понять, как вы разреш аете такую тиранию , как у вас в стране? Но
ведь так всегда у вас было, не так ли? Так традиционно сложилось в стране и
политике: владимирские князья в Новгороде, Иван Грозный, насилие, кото-
рое продолжается через века, - репрессии, уголовные преследования, потом,
конечно, советский период. И сейчас, судя по всему, вы собираетесь все по-
вторить заново. Когда вы, наконец, чему-то научитесь?
Так что все это очень занимательно, но я приехал сюда и по прагматичной
причине: как «практикующий кинорежиссер» я хотел бы делать так много
фильмов, как смогу. Сейчас у меня два проекта, относящ иеся к этой стране:
один - в пам ять о праздновании дня рождения великого русского реж иссера
Сергея Эйзенш тейна, о котором я узнал в 17-летнем возрасте и всегда думал,
что этот человек - сам по себе открытие. И, как и любой подросток, я ревниво
относился ко всем, кто знал о нем больше меня.
..».
Монолог Гринуэя преры вается с появлением заказанной режиссером воды.
«Это вы просили принести?», - явно не узнавш ая реж иссера оф ициантка об-
ращ ается к нему н а русском, но Гринуэя это вовсе не смущает. «Я думаю, что
влияние, которое н а меня оказал Эйзенштейн, безусловно, особенно видно в
монтаже и теории - потому что кино само себе изобрело очень мало, - про-
должает Гринуэй. - Мне каж ется, именно Эйзенш тейн в ответе за основную
грамматику, словарь и синтаксис того кино, которое мы знаем сейчас. И я
всегда восхищ ался им, потому что это человек с огромным багажом знаний и
способностью говорить обо всем: он понимал н а семи языках, что само по се-
бе экстраординарно. И, в частности, у него была роль амбассадора: он пред-
ставлял Россию перед всем остальным миром в конце 1920-х - начале 1930-х.
Он создал шесть экстраординарных кинокартин, которые были очень, очень
влиятельными. Так что сейчас я собираюсь сделать фильм о том времени,
когда Эйзенш тейн покинул Россию, когда он мог обернуться и увидеть свою
родину, возможно, с более привлекательной стороны. И я полагаю, это боль-
ше относится к Эйзенш тейну в мире, а не Эйзенш тейну и России.
А потом я собираюсь сделать другой фильм - «Пища для размышлений», кото-
рый большей частью будет сниматься в Венеции, потому что он относится к
фильму Висконти и роману Томаса М анна «Смерть в Венеции». Мне кажется,
40 C H IEF TIM E А В Г У С Т 2 0 1 2
предыдущая страница 40 Chief Time 2012 08 читать онлайн следующая страница 42 Chief Time 2012 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст