н а п р а в л е н н я
э т и к е т
для
многих
народов
важно
,
как
организована
встреча
:
например
немцы
любят
точность
,
а
для
восточных
людей
важен
церемониал
Ситуация с образованием в сфере
этикета была тяжелой на всех уров-
нях, не только в политике. В биз-
несе, в повседневном общении -
тоже, не говоря уже о религиозном
этикете (с ним проблемы и по сей
день - чего стоит недавно выпу-
щ енная пам ятка для полицейских
о том, как обращ аться с м игранта-
ми). Отсюда и возникла идея учить
людей. Ш кола в Санкт-Петербурге -
это бизнес-проект с первых дней
своего сущ ествования, мы с ж е-
ной создали ее на собственные
сбережения.
Первые лекции были ужасны, по-
тому что я тоже набирался опыта.
Почему люди не сбегали с этих за-
нятий - для меня загадка. Мы тогда
понятия не имели, как учить этике-
ту. Постепенно вы работали мето-
дику, в которой главное - принцип
излож ения и последовательность
м атериала. Просто рассказы вать
назидательно нельзя: это никому
не интересно. Все дело в том, что
каж ды й человек прекрасно пони-
мает, как себя вести. Скажу боль-
ше: мы все знаем основы этикета.
Значит, задача школы - структу-
рировать имею щ иеся знания, до-
биться того, чтобы человек в той
или иной ситуации задумывался,
как поступить правильно.
«ДАМЫ И ГОСПОДА!»
Со
следованием
нормам
этике-
т а в российском бизнесе дела по-
прежнему обстоят неважно, но си-
туация постепенно меняется к луч-
шему. Мы чувствуем, что интерес
к нам растет. Сегодня становится
«круто» не только иметь лучшую
маш ину и обязательную недвиж и-
мость за рубежом, но и правильно
себя вести - как дома, так и за гра-
ницей, где к этикету более вним а-
тельны. Там отношение к русским -
как раз из-за того, что манеры
наш их соотечественников часто
оставляют желать лучшего, - не са-
мое хорошее. Это понятно: встре-
чается все - от ж елания пожевать
резинку за столом переговоров до
неумения помочь даме сесть.
У нас не учили деловому этикету ни
в школе, ни в университетах, ни в
компаниях. Только сейчас корпора-
тивное обучение правилам прили-
чия набирает силу, все больше биз-
несменов понимают, что одно дело -
подготовиться
к
переговорам
с
точки зрения материала, а другое -
организационно. Для представи-
телей многих народов важно, как
организована встреча: например,
немцы любят точность, а для вос-
точных людей важен церемони-
ал. Мы это все собираем в единый
курс и учим, например, тому, когда
нужно быть более формальными в
обращении, а когда менее, как н а-
до одеться, даже как правильно по-
дать чай н а переговорах.
Еще одна серьезная беда россий-
ских деловых людей - визитны е
карточки. Визитка долж на быть
не просто стильной, а оформлен-
ной согласно определенным кри-
териям: размер пять на девять,
нормального
горизонтального
формата, на белом фоне, без цве-
точков и фотографий. Надо писать
имя, отчество и фамилию - именно
в таком порядке, если наоборот -
это
большевистское
наследие.
В дореволюционных и современ-
ны х американских и европейских
визитны х карточках им я всегда
н а первом месте. Мы переделали
губернатору и президенту карточ-
ки в свое время. То, что в визитке
президента написано «Владимир
Владимирович Путин», - это наш е
влияние. В оформлении карточек
полно и других тонкостей. Нужно
ли писать, что вы - лауреат Нобе-
левской премии? Не нужно. А госу-
дарственную должность? Пишем.
Отдельное внимание заслуживает
модное обращение «Дамы и госпо-
да». Не было такого никогда в рус-
ском языке! Есть письменные сви-
детельства того, что эта ф раза воз-
никла после революции 1917 года.
Она совершенно неправильна: бы-
ло «дамы и кавалеры», а «господа» -
это обращение к лицам любого по-
ла. Так что достаточно говорить
просто: «Господа!», без «дам». Это
исторически правильнее.
н а ц и о н а л ь н а я и д е я
В СССР, разумеется, существовал
государственный протокол, но в об-
ществе к этикету было довольно на-
смешливое отношение. Причина,
скорее всего, кроется в нивелирова-
нии человеческого достоинства как
такового. Этикет воспринимался
как «сложности» и «князь, подайте
мне тарелочку салата с криноли-
ном». Помните, как Ш ариков гово-
рит у Булгакова в «Собачьем серд-
це»? «Что вы мучаете себя, как при
царском режиме?» Оказалось, что
надо мучить себя, ведь когда мы
неправильно себя ведем, пропада-
ет уважение друг к другу, как след-
ствие - само общество начинает
разруш аться. Я могу привести ана-
логию с биологией: если мы в чашку
Петри н а цивилизованную культу-
ру поместим дикую культуру, то она
уничтожит всю «цивилизацию».
Но человек - разумное существо,
а разум порождает уважение к се-
бе и другому, и это, в итоге, спаса-
ет цивилизацию. Основанный на
уважении и внимании людей друг
к другу, этикет позволяет противо-
стоять социальной энтропии. Без
осознания важности этикета все
начинает разруш аться, что и пока-
зала советская система. У нас все
было хорошо - лучшие образова-
ние, медицина, наука, достижения
в искусстве и культуре.
.. Но почему
все рухнуло? Я убежден, что обще-
ство начало колебаться в первую
очередь в результате потери вза-
имного
уважения.
Возрождение
этикетных норм поможет вернуть в
наш у ж изнь понятие человеческо-
го достоинства. Конечно, это нель-
зя назвать национальной идеей,
но такое возрождение может стать
фактором, который будет способ-
ствовать ее формированию. ♦
76 C H IE F T IM E И Ю Н Ь -И Ю Л Ь 2 0 1 2
предыдущая страница 77 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн следующая страница 79 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст