ПРОЕКТЫ
АНТРОПОЛОГИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
МАРИНА ХАККАРАЙНЕН
кандидат исторических наук
(специальность «этнография,
этнология, антропология»),
исследователь. работала
в различных российских
и международных проектах,
в том числе Университета
хельсинки, Университета Аляски
(фэрбенкс, сшА), преподавала
экономическую антропологию
в Европейском университете
в санкт-петербурге.
член американской
антропологической ассоциации
и европейской ассоциации
социальных антропологов.
эксперт фонда «контекст».
У ДРЕВНИХ
ГРЕКОВ
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО
ВРЕМЕНИ БЫЛ ОДИН
БОГ, КРОНОС, А ДЛЯ
НЕУЛОВИМОГО
МИГА
УДАЧИ - ДРУГОЙ,
КАЙРОС
ВРЕМЯ,
ВПЕРЕД!
ОДНАЖДЫ
МНЕ
РАССКАЗАЛИ
О
ЧУДО-
ПАРИКМАХЕРЕ.
ЗТО БЫЛ ИЗУМИТЕЛЬНО ИСКУСНЫЙ
МАСТЕР. ОН МОГСДЕЛАТЬ СЛОЖНЕЙШУЮСТРИЖКУ,
НЕ ДЕРГАЯ ЗА ВОЛОСЫ, НЕ ВЫВОРАЧИВАЯ ГОЛОВУ
ЗАДОМ НАПЕРЕД И
НЕ РАНЯ УШИ, - ПРИ ЭТОМ
НА
ВСЮ
РАБОТУ
УХОДИЛО
НЕ
БОЛЕЕ
ДЕСЯТИ
МИНУТ. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ОДНАКО, НЕ
УСТРАИВАЛО КЛИЕНТОВ:
ПРИШЕДШИМ КАЗАЛОСЬ,
ЧТО
МАСТЕР
УДЕЛЯЕТ
ИМ
СЛИШКОМ
МАЛО
ВНИМАНИЯ.
Э
ффективность - это не толь-
ко бы строта и качество. Это
ещ е
и
отнош ения
меж ду
людьми.
Не в последнюю
очередь мы оцениваем дру-
гого человека по тому, как он
оперирует временем, тем более,
если это время принадлеж ит и
нам тож е. Социум сравнивает
распределение
времени
окру-
ж аю щ их с некой идеальной нор-
мой. При этом нормы в разны х
социумах разны е. В Ф инляндии
н а свидания, не говоря уж е о
деловых встречах, опазды вать
не принято совсем. В Англии
пятнадцать минут - вполне при-
емлемое опоздание (правда, ско-
рее, если встречаеш ься с друзья-
ми). А в Москве или в Питере, со-
славш ись на пробки, на встречу
можно опоздать и на полчаса.
Эти
нормы
различаю тся
не
только в разны х государствах и
частях света - они могут быть
разны ми изм ерениям и одного
социума. Помнится, как-то Вла-
димир Познер заспорил с гостем
своей передачи, Михаилом Гор-
бачевым, о том, что такое два-
три часа пополуночи - ночь или
уж е утро. Для П ознера, столич-
ного жителя, это была, разум еет-
ся, ночь. Для его собеседника, в
прошлом деревенского жителя, -
время подъема, а значит, утро.
К азалось бы - какая разница?
н о указание на время суток не
только маркирует точны й час,
но и включает моральную оцен-
ку себя и другого. В наш ей куль-
туре три часа утра обычно зн а -
меную т собой ранний подъем и
начало долгого трудового дня,
а три часа ночи ассоциирую тся
с затянувш ейся праздностью и
запоздалы м отходом ко сну.
Отнош ение человека ко времени
позволяет оценивать не толь-
ко его поведение по принципу
«хорош о/плохо». Отнош ение ко
времени такж е говорит о по-
зиции человека в социальной
иерархии: выше он по статусу,
чем другие, или ниж е. Всем и з-
вестны поговорки: «начальство
не опазды вает, оно задерж ива-
ется»,
«Точность - вежливость
королей, но обязанность для их
подданных». Как правило, вы-
ш естоящ ий своим отнош ением
ко времени стрем ится подчер-
кнуть собственное полож ение,
а подчиненны е принимаю т пра-
вила игры. В бю рократизиро-
ванных
общ ествах
апоф еозом
этого порядка становится уто-
мительное ож идание в коридо-
рах власти, которое сидящ ие в
очереди воспринимаю т не толь-
62 C H IE F T IM E И Ю Н Ь -И Ю Л Ь 2 0 1 2
предыдущая страница 63 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн следующая страница 65 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст