4 ДЕКАБРИ
1991 ГОДА,
КОГДА
ОТЧАЯННЫЕ ПОПЫТКИ
ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ
ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРОВАЛИЛИСЬ,
РЗЙ ВЫЗВАЛ В ШТАБ-
КВАРТИРУ PAN
AM
РАБОЧИХ И
СКАЗАЛ:
«ЗАКРЫВАЕМ
КОМПАНИЮ»
хаеш ься от них», - признался он
потом.
На собрании кредиторов Pan Am
8 января 1992 года Рэя сменил
бывш ий руководитель Pan Am Пи-
тер МакХью. К тому времени Рас-
сел Рэй пробыл президентом Pan
Am всего лиш ь 100 дней. «Сердцем
я в любом случае не был за лик-
видацию, - говорил неудачливый
управленец. - Я чувствовал, что мы
пройдем через это все. Мне к аза-
лось так до самого конца». Впервые
за свою 35-летнюю карьеру Рэй
оказался безработным, присоеди-
нивш ись к 10 ты сячам оказавш их-
ся не у дел сотрудников Pan Am. «В
некотором роде это сводит меня с
ума. Я учусь ж ить заново», - сето-
вал экс-глава компании. Правда, в
отличие от других работников ави-
акомпании, при увольнении Рэй
получил 700 ты сяч долларов ком-
пенсации (для сравнения: его пред-
ш ественник Томас Дж. Пласкетт,
уходя, получил 1,25 миллиона).
Спросите любого из сотрудников
Pan Am о тех временах, и вы услы-
ш ите не менее душещипательную
историю. Марк Пайл услыш ал о
прекращ ении ф инансирования со
стороны Delta по CNN 4 декабря
1991 года, когда был ш турманом
Boeing 727-200 на рейсе Барбадос-
М айами, как оказалось, последне-
го в истории компании. «Это было
тем, к чему мы готовились в тече-
ние последних 11 лет, - признавал-
ся Пайл. - После объединения Pan
Am с Н ациональными авиалиния-
ми мы с моей семьей каждый месяц
гадали, сколько компания еще про-
тянет. И тем не менее, я обнару-
жил, что эмоционально был к это-
му совершенно не готов. Когда мы
услы ш али по частоте PAN OP, что
это последний рейс, мне все еще
казалось, что это ш утка. А потом
меня попросили: “Можешь сделать
«низкий пролет»?” Я не совершал
ничего подобного со времен служ-
бы в армии, так что для меня это
было этаким весельем напоследок.
Мы пролетели примерно на 100
футов выш е взлетной полосы и
развернулись на посадку - ничего
особо зрелищного. Кажется, сидя
в кабине, мы все неплохо справля-
лись с эмоциями, пока не увидели
выстроенные в ряд пожарные м а-
ш ины, «скорую помощь», коман-
ду сотрудников Pan Am, персонал
аэропорта и полицейских, выстро-
ивш ихся в ряд, чтобы приветство-
вать самолет. Это зрелище, вполне
возможно, останется в моей пам я-
ти навсегда».
Размах
и
даж е
гигантомания,
с которыми Pan Am позволяла себе
рекламные слоганы вроде «Самая
опытная авиакомпания в мире»,
не забылись до сих пор. Собствен-
ны й терм инал W orldport эллипти-
ческой формы, расположивш ийся
на 16 ты сячах квадратных метрах
в аэропорту JFK, 6,7 миллиона пе-
ревозимых пассажиров в год (пусть
и каж ущ иеся смеш ными сегодня),
160 направлений н а пике формы
перевозчика.
..
З а последние
20
лет Pan Am пы тались воскресить
пять раз, но каждую попытку с ле-
гендой роднило лиш ь имя. Ошибки
менеджмента компании и рассуж-
дения н а тему «можно ли было спа-
сти Pan Am» породили целые эко-
номические теории и кейсы в биз-
нес-школах, а самые преданные
поклонники создали виртуальные
музеи авиакомпании. Эти обере-
гающ ие хранилищ а аутентичной
меморабилии призваны не дать
истории главных - в прошлом - н а-
циональных американских ави а-
линий скатиться до упоминаний
в ежегодных списках «знаменитых
бизнес-неудач». ♦
Новый пятизвёздочный отель
Domina Prestige St. Petersburg
открыл 5 измерении жизни в
центре Петербурга
Специальное предложение:
Размещение в номере категории
Superior или Mansard
Зав т ра к «Ш ведски й стол »
Бесплатный Wi Fi
НДС 13%
Предложение от 6200 рублей
действует в июле и августе 2012 года
При брониропаним указывайте
специальный код Chief Time
DOMINA Kl SSI Л
Domina Prestige, St. Petersburg
Сднкт-Петербург, Mdä«pCHCHd№ Мойки, Д. 99
Телефон
+7 (812) 385 99 00
Бронирование:
+7 (812) 385 99 11
Факс:
+
7(813)3851? 9p
weUome^pdu-TTimdiubbid.'COin
w w w .d am i n ä г u i & i duc om
предыдущая страница 40 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн следующая страница 42 Chief Time 2012 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст