ЛИЧНОСТИ
ЛЕГЕНДА
ч асы MARIE-ANTOINETTE:
823 детали в золотом ко рпусе и ф утляре,
в ы то ч ен н о м из верс ал ьс к о го д у б а ,
под которым л ю б и л а отдыхать
с а м а к о ро л ев а м а р и я -а н туа н етта
С последней Бреге связывает
история
одновременно
роман-
тичная и трагичная: в 1783 году
неизвестный поклонник короле-
вы заказал часы, в которых макси-
мальное количество деталей долж-
но было быть выполнено из золота,
а сам механизм должен был отли-
чаться самыми сложными функ-
циями своей эпохи. Бреге получил
полный карт-бланш: стоимость и
время работы не ограничивались.
Увы, модель Marie-Antoinette не
увидела ни сама королева, ни их
создатель: уникальный механизм
был выпущен в 1827 году, 34 года
спустя после смерти королевы и че-
тыре - после смерти самого Бреге.
Интерес к этим часам был на-
столько сильным, что в 1983 го-
ду Marie-Antoinette похитили из
музея в Иерусалиме - и нашли их
только 24 года спустя. В 2004 году
легендарный глава Breguet Нико-
ля Г. Хайек предложил воссоздать
точную копию механизма по ста-
ринным документам и чертежам,
найденным в архивах музея ком-
пании. 823 детали в корпусе из зо-
лота искусно упаковали в футляр,
выточенный из ствола версальско-
го дуба, под которым когда-то лю-
била отдыхать сама Мария-Антуа-
нетта. Даже защитники окружаю-
щей среды не смогли найти какой-
нибудь изъян: пострадавшее от
засухи и урагана дерево срубили
по решению дирекции Версаль-
ского парка, передав его Николя
Г. Хайеку в качестве специального
подарка на день рождения.
14 апреля 1801 года Бреге напи-
сал письмо французскому министру
внутренних дел, сообщив об изобре-
тении механизма, баланс, спираль и
спуск которого были не подвержены
гравитации за счет вращения во-
круг собственной оси внутри кор-
пуса часов. Часовщик попросил за-
крепить за ним патент на 10 лет. Так
был создан турбийон, «сердце часов»
Бреге и 200 лет сцустя.
Часы по-прежнему производят
на том же месте, где когда-то по-
строил мануфактуру сам Бреге, - в
швейцарской долине Жу, исполь-
зуя старинные технологии и, судя
по всему, годящихся им в ровесни-
ки мастеров. Да в Breguet и не скры-
вают, что организация мастерских
не претерпела никаких изменений
за последние 200 лет. Рядом с совре-
менными измерительными и вы-
числительными приборами - дере-
вянные верстаки и наборы ручных
инструментов, а сама атмосфера
располагает, какой бы тавтологией
в стенах Breguet это ни казалось, к
неторопливому течению времени.
Единственные звуки, периодиче-
ски прорезающие тишину, - шипе-
ние лампы на винном спирте для
синения стрелок часов и скрежет
резца с алмазным напылением при
полировке турбийона.
Наблюдать за процессом про-
изводства этих часов - все равно,
что стоять за спиной знаменитого
художника, пока тот превращает
несколько мазков кисти в цельный
портрет, или случайно оказаться
единственным зрителем на репе-
тиции самозабвенно готовящегося
к своему выходу танцора. А обсуж-
дение технологии соединения ше-
стеренок и механизмов - это линг-
вистический пазл, напоминающий
встречу завсегдатаев клуба «Что?
Где? Когда?». Например, техника
гильоширования:
после того как
гладкий диск из цельного золота об-
рабатывается крошечным инстру-
ментом под названием «штихель»,
мастер вручную придает поверхно-
сти матовую структуру и обозначает
границы зон циферблата. «Это часть
традиции компании, то, что сам
Бреге хотел видеть с самого начала, -
объясняет мне Гийом, ответствен-
ный за гильоширование в Breguet. -
Чтобы создать настолько сложный
рельеф, нужно внимательно наблю-
дать в маленький микроскоп, ведь у
каждого циферблата свой дизайн».
Полный hand-made в букваль-
ном смысле слова: две машины
(одна для создания ровных линий
рисунка, вторая - для кривых и
волнообразных), а рядом - впечат-
ляющий набор миниатюрных на-
пильников. «Они нужны для обра-
ботки острых деталей, - опережает
мой вопрос итальянец Лука, кото-
рый занимается в Breguet ручным
снятием фасок. - Лощило, которое
мы применяем, выполнено из ста-
ли с алмазным напылением. У каж-
дой части заводного механизма -
свое украшение». Он кладет под
ПРЕДМЕТ ГОРДОСТИ
- ИНКРУСТАЦИЯ ОБРАТНОЙ
СТОРОНЫ
ЦИФЕРБЛАТА,
КОТОРУЮ
ВЛАДЕЛЬЦЫ
НЕ УВИДЯТ, ЕСЛИ
ИМ
НЕ ВЗДУМАЕТСЯ РАЗОБРАТЬ
СВОЙ
BREGUET
2 0 1 2 АПРЕЛЬ CHIEF TIME 35
предыдущая страница 36 Chief Time 2012 04 читать онлайн следующая страница 38 Chief Time 2012 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст