вверх
ТЕКСТ
АЛЕКСАНДР МУРАШЕВ
ФОТО
ЛИЧНЫЙ АРХИВ AS+GG
Американские архитекторы Эдриан Смит и Гордон Джилл в эксклюзивном
интервью для Chief Time - о созданных ими небоскребах, самых высоких
в мире и самых запоминающихся.
последнем эпизоде киноса-
ги «Миссия невыполнима»
|
Том Круз в образе агента
Итана Ханта балансирует
на стене (и на нервах впечатли-
тельных кинозрителей) 828-ме-
трового
арабского
небоскреба
Бурдж-Халифа, самого высоко-
го здания в мире. Вернее, счи-
тавшегося таким до появления в
прошлом году проекта Kingdom
Tower - 1007-метровой высотки в
аравийской пустыне. Оба приме-
ра архитектурной гигантомании
принадлежат Эдриану Смиту и
Гордону Джиллу, экс-сотрудникам
Skidmore,OwmgsandMerrШиосно-
вателям собственной архитектур-
ной компании AS+GG. Последние
десятилетия эта парочка олице-
творяет самые
страшные кош-
мары акрофобов и сторонников
консервативной
архитектуры
-
и одновременно надежды адептов
«зеленого будущего».
Пока говорить о Kingdom Tow-
er архитекторам категорически
запрещено самим заказчиком -
Саудовским принцем Аль-Валид
ибн Талалем, который выделил на
постройку здания больше 20 мил-
лиардов долларов. Зато в обсуж-
дении своих прошлых работ Смит
и Джилл оказываются откровен-
ными в гораздо большей степени,
чем от них можно ожидать. «Меня
всегда вдохновляли высокие зда-
ния, - ностальгирует Эдриан. -
Я рос на пляжах Калифорнии и
часто строил замки из песка, что-
бы увидеть, насколько высокими
они могут у меня получиться. На
уроках механического рисования
в старших классах моим первым
рисунком стал 40-этажный не-
боскреб в драматичной перспек-
тиве. Когда я впервые приехал в
Чикаго, где люди возводили соб-
ственные горы из зданий, то захо-
тел быть частью этого. В то время
я не думал о важных идеях вроде
энергосбережения
с
помощью
небоскребов.
Подобные
мысли
пришли позднее».
«Не могу сказать, что у меня
всегда было такое же влечение к
высоткам, как у Эдриана, - под-
хватывает Гордон. - Я пришел в
архитектуру, больше интересуясь
местами, но пока работал с Эдри-
аном в SOM, понемногу полюбил
небоскребы. Это стало частью мо-
ей жизни и частью моего понима-
ния placemaking (термин, приду-
манный архитекторами в 1970-х
годах и обозначающий процесс
создания привлекающих людей
объектов -
Chief Time).
Впрочем, я
получаю удовольствие от всех ар-
хитектурных форм, включая низ-
кие строения. Мне нравятся как
сооружения, обнимающие землю,
так и те, что целуют небо».
После
окончания
колледжа
Эдриан
Смит
начал
работать
в Skidmore,
Owings & Merrill -
компании, в которой он создал
Бурдж-Халифа и которую бросил
ради основания собственной фир-
мы с Гордоном Джиллом. Его на-
ставником в SOM был Брюс Грэм -
тот самый, что в 1970-м спроек-
тировал 443-метровый чикагский
небоскреб Сирс Тауэр, на протя-
жении следующей четверти ве-
ка считавшийся самым высоким
зданием в мире. «В конце 1970-х
мне выпал шанс создать группу
небольших строений Banco de Oc-
cidente в Гватемале (за свой ориги-
нальный дизайн это здание круп-
нейшего
колумбийского
банка
получило три премии Американ-
ского института архитекторов
-
ChiefTime),
- рассказывает Смит. -
Это был мой первый по-настоя-
щему большой проект в качестве
дизайнера, свободного в выборе
действий, - и он остается одним
из моих любимейших. У меня не
было возможности самостоятель-
но спроектировать сверхвысокое
сооружение до 1990-х годов, когда
я выиграл конкурс на право про-
2О 12 Я Н ВА РЬ-Ф ЕВРА Л Ь CHIEF TIME
57
предыдущая страница 60 Chief Time 2012 01-02 читать онлайн следующая страница 62 Chief Time 2012 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст