ЛИЧНО СТИ
Л Е Г Е Н Д А
C t A i/ lC | t r t
презентации
(помимо
прочих).
Он написал учебник по риторике,
предварительный вариант - еще
во время обучения в Московской
Славяно-греко-латинской
акаде-
мии и на латыни. Русскоязычная
версия, изданная впервые в 1743
году, была единственной в своем
роде в России. «Хотя доводы и до-
вольны бывают к удостоверению
о справедливости предлагаемыя
материи, однако сочинитель сло-
вами должен сверх того слуш ате-
лей учинить страстными к оной.
Самые
лучшие
доказательства
иногда столько силы не имеют,
чтобы упрямого преклонить на
свою сторону.
..», - так сын про-
столюдина
разъяснял
высшему
свету, как ему следует писать и
говорить.
Внес Михаил Васильевич свой
вклад и в развитие современных
ему медиа. Задетый публикацией
некоего писаки из Лейпцига, ко-
торый сделал ученому «плохой пи-
ар», неверно истолковав один из
его естественнонаучных трудов,
Ломоносов выдал целый трактат
о том, как следует жить и рабо-
тать журналисту. «Он никогда не
должен создавать себе слишком
высокого представления о своем
превосходстве,
о
своей
автори-
тетности, о ценности своих суж-
дений. Ввиду того, что деятель-
ность,
которой
он
занимается,
уже сама по себе неприятна для
самолюбия тех, на кого она рас-
простр аня е т с я .»
***
Ближе
к
40
годам
Михаил
Ломоносов,
наконец,
покажет
себя
не только теоретиком,
но
и практиком - инициатором и за -
тем фактически топ-менеджером
ряда крупных проектов,
реали-
зованных,
разумеется,
на госу-
дарственные деньги. Выхлопотав
строительство
первой
в
стране
химической
лаборатории,
кото-
рая была возведена при Санкт-
Петербургской академии наук, он
вскоре придумает создать целое
производство
цветного
стекла.
Правительству Елизаветы, у кото-
рого Ломоносов просил выделить
ему под проект помещение, уче-
ников и 3710 рублей ежегодного
В СВОИХ ОДАХ
ОН НЕ ТОЛЬКО
ВОСХВАЛЯЛ
ПРАВИТЕЛЕЙ, НО
И ПРИЗЫВАЛ К ТОМУ,
ЧТО МЫ СЕГОДНЯ
НАЗЫВАЕМ
МОДЕРНИЗАЦИЕЙ:
РАЗВИТИЮ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
НАУКИ, ИСКУССТВА
финансирования, он представил
бизнес-план, из которого следова-
ло, что стекольная фабрика будет
выпускать «на продажу мозаич-
ные столы, кабинеты, зеркальные
рамы, шкатули, табакерки и дру-
гие домашние уборы и галанте-
реи, то будут сии заводы сами себя
окупать и со временем приносить
прибыль.
..».
Правительство
это
прошение не утвердит, но, про-
явив свойственную ему настойчи-
вость, Ломоносов дойдет до самой
императрицы и в итоге получит-
таки в Копорье земли под фабри-
ку с более чем двумя сотнями душ
крепостных.
В 1753 году реформатор начи-
нает усиленно хлопотать о созда-
нии Московского университета -
первого высшего учебного заведе-
ния России, в которое принимали
бы всех без исключения талантли-
вых молодых людей, независимо
от сословия. Для реализации это-
го проекта требовались не только
организаторские
способности,
но и опять же немалые средства.
Ломоносов стал действовать об-
ходными путями, зная по опыту,
что они могут быстрее привести
к цели, нежели атака в лоб. Его
«ключиком» к реализации завет-
ного проекта стал фаворит главы
престола,
граф
Иван
Иванович
Ш увалов, бравший в ту пору у Ло-
моносова уроки стихосложения и,
само собой, являвш ийся поклон-
ником стихотворного талан та ав-
тора «Оды на взятие Хотина».
Разработав проект, где были
изложены структура и основные
положения деятельности универ-
ситета, Ломоносов представил его
42 C H IE F TIM E Д ЕК А БРЬ 2О 11
предыдущая страница 39 Chief Time 2011 12 читать онлайн следующая страница 41 Chief Time 2011 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст