«Директор фирмы по проектиро-
ванию частных луноходов» - долж-
ность,
как
из
фантастического
романа. Николай Дзись-Войнаров-
ский руководит компанией «Селе-
ноход», единственной российской
командой, участвующей в конкурсе
Google Lunar X PRIZE. Этот конкурс,
учрежденный компанией Google с
крупнейшим в мировой истории
призом победителю - 30 миллио-
нов долларов, начался в 2007 году.
Перед
командами-участниками
была поставлена грандиозная по
своей сложности задача - доставка
лунохода на Луну. Аппарат должен
проехать по ночному светилу не ме-
нее 500 метров и передать с поверх-
ности видео высокого разрешения.
Кроме того, на команды наклады-
вается существенное ограничение:
финансирование их деятельности
должно осуществляться в основном
из частных источников. Заявки на
участие в состязании подали 29
компаний из 17 стран. Из них всего
одна российская - «Селеноход».
- Как вы стали командиром лунной
команды?
- После окончания МФТИ я ра-
ботал на крупнейшем отечествен-
ном
космическом
предприятии
РКК «Энергия», других интересных
проектов просто не было. В 2006
году вошел в
сообщество
Мос-
ГИРД, взявшее название знамени-
той группы энтузиастов ракетного
дела 1930-х годов. Как на заре кос-
мической эры, мы собирались в
подвале, проектировали и строили
самодельные жидкостные ракет-
ные двигатели и высотные ракеты
и тратили на это свое свободное
время и деньги. Один из двигате-
лей был даже доведен до стадии
испытаний.
Ну, а затем в 2007 году Google
объявила о начале конкурса. Мос-
ГИРД разделился: одни считали
участие в нем ненужной тратой
времени и денег (за регистрацию
нужно было отдать 10 тысяч дол-
ларов), а победу - нереальной. Дру-
гие хотели побороться. В резуль-
тате я внес деньги за российскую
команду - так появился «Селено-
ход». Основной костяк команды
поначалу составили мосгирдовцы,
которых увлекла новая задача. По-
сле публикаций в СМИ появились
новые люди и компании, готовые
нам помочь.
- В чем суть лунной гонки?
- Первая компания,
которая
выполнит основные условия кон-
курса и сделает это до 31 декабря
2015 года, получит 20 миллионов
долларов, вторая - 5 миллионов
долларов.
Если
робот
сможет
обнару-
жить следы советских луноходов
или
американских лунных экс-
педиций, пережить лунную ночь
протяженностью 14 земных дней
(температура ночью может опу-
скаться до -200° C) или обнару-
жить лед на Луне, то его создатели
получат
дополнительные
призы
общей суммой до 5 миллионов дол-
ларов. Главное условие конкурса -
участие в нем негосударственных
организаций. Государство может
финансировать не более 25 про-
центов проекта.
- То есть, помимо ученых в команде
должны быть и просто богатые люди?
- Основной состав «Селенохода» -
молодые инженеры с опытом рабо-
ты в космической отрасли. Нас не
так уж и много - около 15 человек.
Практически все члены команды
ведут работы по созданию лунохода
в свободное от основной занятости
время. Кроме того, проекту помога-
ют десятки людей, не входящих в
команду. Консультанты проекта -
ветераны, принимавшие участие
в создании советских луноходов. В
частности, генерал-майор Вячес-
лав Довгань, который был води-
телем советских аппаратов. Тогда
луноходы не были автоматиче-
скими, с Земли ими управлял эки-
паж. Партнеры команды - Инсти-
тут прикладной математики РАН,
Институт космических исследова-
ний РАН, компания «Аскон», кото-
рая предоставляет софт для 3D-
моделирования, и другие.
Все участники «Селенохода» и
сочувствующие нам в данный мо-
мент работают за идею. Например,
изготовление различных макетов
финансировалось
участниками
группы. Мы живем космосом и хо-
тим, чтобы наш луноход прошелся
по Луне! Кроме того, все мы уве-
рены, что частная космонавтика
может приносить прибыль, и рас-
сматриваем свою работу сегодня,
как вложение в будущее.
- А что вы вкладываете в понятие
«частная космонавтика»?
- Обычно она ассоциируется с
миллионерами, готовыми платить
баснословные суммы за неделю
на МКС. Однако частный космос
туризмом не ограничивается. На-
пример, в США экономика изна-
чально была во многом построе-
на на частном капитале, поэтому
даже в 1960-е, на первом этапе
космической гонки, государствен-
ное агентство NASA пользовалось
услугами частных фирм. Вначале
это были гиганты типа Boeing, за-
тем заказы стали распределяться
2О 11 АП РЕЛЬ C H IEF TIM E 71
предыдущая страница 73 Chief Time 2011 04 читать онлайн следующая страница 75 Chief Time 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст