мечта конструктора
А нуш аван
М икоян
(переехав
в Москву, он возьм ет им я Артем)
родился в арм янском горном се-
ле С анаин в 1905 году. Когда ему
было двенадцать, все м естны е
м альчиш ки побеж али см отреть
н а соверш ивш ий вынуж денную
посадку аэроплан. Спустя много
лет он скаж ет: «С этого м ом ента
я реш ил, что надо летать! На во-
просы “что главное в работе ав и -
ационного конструктора? что со-
ставляет основу творчества соз-
дателя сам олетов?” я отвечаю :
“Умение м ечтать!”».
После окончания военно-воздуш -
ной академ ии А ртем а М икояна
распредели
в
конструкторское
бюро П оликарпова, которого н а -
зы вали «королем истребителей».
П оскольку война в И спании по-
ли бы М ихаил И осифович был
скульптором, - говорил летчик-
и спы татель Седов, - то, подойдя
к глыбе м рам ора, он разм ы ш лял
бы долго и неторопливо. Дай ему
волю, он сопоставлял бы, н ав ер -
ное, разны е вари ан ты без конца -
в отличие от А ртема И вановича,
приним авш его
реш ения
точно
и
быстро».
Л етчик-испы татель
М арк Галлай вспом инал: «Мико-
ян был сильнее как организатор,
руководитель, а Гуревич, ти п и ч -
ны й чеховский интеллигент, для
этого годился не очень».
мягкий отказ
С итуация, когда высокую долж -
ность заним ал человек без п ар т-
билета, бы ла в СССР редкостью .
В лиятельны е лю ди
советовали
ян поднял бокал: «И хотя М ихаил
И осифович уходит н а заслуж ен-
ны й отдых, н аш и самолеты н а -
зы вались,
и будут н азы ваться
МиГ!».
скорость плюс высота
Воздуш ные бои будут проходить
в стратосф ере - от этого тези са
отталкивались
при
разработке
концепции нового истребителя.
Н а прием е у С талина в присут-
ствии М олотова и В орош илова
М икоян и Гуревич провозгласили
легендарную формулу - «скорость
плюс высота». О на руководите-
лям понравилась.
П ервы й самолет МиГ-1 собрали
за 97 дней, уже н а конвейере по-
сле доработки он превратился в
в
МИГЕ
ВСЕ
СООТВЕТСТВОВАЛО
ГЛАВНОМУ
НАЗНАЧЕНИЮ
^"ИСТРЕБИТЕЛЯ:
АТАКЕ
!
к аза л а преим ущ ество нем ецкой
воздуш ной техники, в 1939 году
вы делили группу конструкторов,
которы м предстояло создать н о-
вы й советский истребитель. Ее
возглавили Артем М икоян и М и-
хаил Гуревич.
лед и пламень
К онструкторы
дополняли
друг
друга: М икоян - эм оциональны й,
тем перам ентны й,
энергичны й,
общ ительны й, Гуревич - н а т р и -
надцать лет старш е, спокойный,
осторож ны й,
зам кнуты й.
«Ес-
Гуревичу вступить в партию , и
М икоян просил, но М ихаил Ио-
сиф ович всегда м ягко о тк азы -
вал. В архи вах сохранилась до-
кладн ая, в которой н ач альн и к
отдела кадров так характери зует
конструктора:
«П роявляет
н е-
которую м ягкотелость к п одчи-
ненным». М икоян часто за щ и -
щ ал старш его друга, особенно -
в
конце
сороковы х,
во
врем я
кам п ан и и
против
«безродных
космополитов».
Когда Гуревич реш ил вы йти на
пенсию , М икоян удивился: «За-
чем?». «Пора! - ответил М ихаил
И осифович. - Я уже н ачал делать
ош ибки, за которы е наказы ваю т
других». Во врем я банкета Мико-
МиГ-3, которы й летчик П окры ш -
кин сравнил «со строгим горячим
скакуном», которы й «под умелым
всадником м чится стрелой», но
всегда готов сбросить н аезд н и -
ка, вы пустивш его из рук вож жи.
В МиГе все соответствовало глав-
ному назначению истребителя -
атаке.
Больш ая часть первы х МиГ ов по-
гибла в н ачале войны - их р а з-
бомбили «юнкерсы» прямо н а за -
падны х аэродромах. Теоретики
боев в стратосф ере немного пото-
ропились: нем ецкие асы воевали
на высоте около трех километров,
а МиГ-3 создавался как вы сотны й
истребитель. Т елеграм м а С тали-
н а сн яла их с производства. Вре-
мя реактивны х истребителей еще
не приш ло.
2 0 1 3 Я Н В А РЬ -Ф Е В РА Л Ь C H IEF TIM E 71
предыдущая страница 70 Chief Time 2013 01-02 читать онлайн следующая страница 72 Chief Time 2013 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст