ПРОЕКТЫ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ШШ
ХЛК
КАР
АНН
ЕН
ОТКУДА
БЕРЕТСЯ БОГАТСТВО?
н.в.
ГОГОЛЬ
В
РАССКАЗЕ
«ВЕЧЕР
НАКАНУНЕ
ИВАНА
КУПАЛА»
ДАЕТ
ОДНОЗНАЧНЫЙ
ОТВЕТ
-
ИЗ
ПОТУСТОРОННЕГО
МИРА.
ПРИЧЕМ
ЭТОТ
МИР
ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА ВЗАМЕН
РАСПЛАТЫ: НАРУ-
ШЕНИЯ
ОСНОВНЫХ
ЗАКОНОВ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ПО-
ВЕДЕНИЯ И
МОРАЛИ. ИНАЧЕ НЕ БЫВАЕТ - ЗА ВСЕ
НАДО ПЛАТИТЬ.
М А Р И Н А Х А К К А Р А Й Н Е Н
кандидат исторических наук
(специальность «этнография,
этнология, антропология»),
исследователь. работала
в различных российских
и международных проектах,
в том числе университета хельсинки,
университета Аляски (фэрбенкс,
сш А), преподавала экономическую
антропологию в Европейском
университете в санкт-петербурге.
член американской
антропологической ассоциации
и европейской ассоциации
социальных антропологов.
Эксперт фонда «контекст».
НА ТРУДАХ
ПРАВЕДНЫХ
НЕ НАЖИВЕШЬ
ПАЛАТ КАМЕННЫХ,
УТВЕРЖДАЕТ
НАРОДНАЯ
МУДРОСТЬ
Н а трудах праведны х не н а -
ж ивеш ь
п алат
кам енны х,
у т-
верж дает н ародная мудрость. По-
тустороннее богатство - то есть
имею щ ее нерукотворны й х ар ак -
тер - мож ет бы ть получено в ви -
де клада, золоты х бры зг из-под
копы т антилопы , из волшебного
источника. С читается, что такое
богатство не идет впрок. Оно бы-
стро появляется и быстро превра-
щ ается в тлен.
А мериканский антрополог Дж.
Ф остер, изучая крестьянские со-
общ ества, обнаруж ил дом иниру-
ю щ ий в их идеологии принцип
«ограниченного
блага».
Он н а -
правлен н а сохранение «сообще-
ства равных»: тут все имею т более
или менее одинаковый достаток и
социальное положение, считаю т,
что благо внутри самой общ но-
сти ограничено, и следят за тем,
чтобы
оно
было
распределено
поровну. Сообразно этой логике
получение большего достатка од-
ним из членов коллектива влечет
за собой передел общего «огра-
ниченного блага», ведет к потере
его другим и и к перекосу в отно-
ш ениях.
К рестьянские
сообщ е-
ства действительно в некотором
смысле имею т ограниченны е ре-
сурсы, «просчитанные» н а многие
поколения вперед. Богатство же
находится «по ту сторону» сообще-
ства, в ином мире. Поэтому резкое
отклонение от некой устоявш ейся
норм ы обладания благом, ры вок
н а другой уровень благосостоя-
ния,
несомненно,
восприним а-
ется как что-то сверхъестествен-
ное.
М ногочисленные
легенды
о кладах и н еразм енны х рублях,
входящ ие в комплекс регулиру-
ю щ их общ ественны е отнош ения
м еханизм ов, такж е отраж аю т и
мечту вы йти из «сообщества рав-
ных» и стать другим. Но за все н а-
до платить «нечистому» - так го-
ворят рассказы . Таким образом,
наличие богатства противоречит
общ епринятой м орали и требует
искупления.
Есть и другая сторона медали,
зеркальное отражение этой схемы -
«божественное».
Вы
хоть
один
раз в ж изни н аверн яка получали
«небесное послание» или «письмо
счастья». Такие письм а сопрово-
ж даю тся предлож ением передать
дальш е благую весть, а иногда и
снабдить ее небольш ой суммой
денег. В зам ен в ближ айш ем бу-
дущ ем они обещ аю т немалое воз-
награж дение. «Письма счастья»
дарую т кусочек м ечты о богат-
стве и избранничестве, получа-
66
C H IE F T IM E Н О Я Б Р Ь
2
О
12
предыдущая страница 65 Chief Time 2012 11 читать онлайн следующая страница 67 Chief Time 2012 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст